Полный привод (4х4) – обзор, устройство, принцип работы – основы, примеры

Полный привод (4х4) – это одна из ключевых технических характеристик автомобилей, которая обеспечивает улучшенное сцепление с дорогой и повышенную проходимость в сложных условиях. Понимание устройства и принципов работы полного привода поможет владельцам автомобилей лучше понять его возможности и ограничения, а также принять обоснованные решения при выборе транспортного средства.

Многодисковая муфта

Развитие многодисковой муфты способствует расцвету SUV и полноприводных автомобилей. Это решение идеально подходит для большинства водителей, учитывая излишность жесткого подключения и высокие затраты на центральный дифференциал.

Сегодня схема с муфтой работает следующим образом: двигатель передает мощность на одну ось (обычно переднюю), а вторая ось соединена через многодисковую муфту, которая активируется автоматически (вязкостная муфта или ранний Haldex) или по команде компьютера (современные решения). При включении муфты крутящий момент (полностью или частично) передается на другую ось (обычно заднюю).

Многодисковая муфта может быть реализована различными способами. Наиболее простое из них – вязкостная муфта (вискомуфта), которая автоматически работает, но имеет задержку.

Например, VW Golf III Syncro и Land Rover Freelander I использовали вязкостную муфту. Haldex завоевал широкую популярность. Первое поколение было неудачным, но второе улучшено (добавлен клапан регулирования давления). Третье поколение Haldex работает отлично благодаря аккумуляторам давления.

Haldex IV и V показывают отличные результаты и используются во многих полноприводных моделях VW, Audi, Volvo и Ford с поперечным расположением двигателя.

Еще одним вариантом является электронно-управляемая муфта. Ее преимущества – полностью автоматическая работа и низкие затраты на обслуживание. На дороге она функционирует хорошо, но внеасфальтовые условия могут быть сложными из-за перегрева муфты, что вынуждает электронику отключать ее.

Мнение эксперта:

Полный привод (4х4) является одной из самых популярных систем передачи мощности в современных автомобилях. Эксперты отмечают, что данная технология обеспечивает оптимальное сцепление с дорогой и повышенную проходимость за счет того, что все четыре колеса приводятся двигателем. Принцип работы полного привода заключается в том, что мощность распределяется равномерно между передними и задними колесами, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля на любом типе дороги. Эксперты отмечают, что полный привод особенно полезен в условиях снега, грязи или бездорожья, где требуется надежное сцепление с дорогой для безопасного передвижения.

Как работает полный привод? Дифференциал, и что такое крутящий момент)))Как работает полный привод? Дифференциал, и что такое крутящий момент)))

Центральный (межосевой) дифференциал

Автомобили с постоянным полным приводом являются более ценными, чем те, у которых автоматическое подключение второй оси. Центральный дифференциал обладает рядом преимуществ. Он особенно важен при равномерном распределении большого крутящего момента между осями, исключая возможность отключения одной из них в критический момент.

Классическая схема работы выглядит следующим образом: тяга от двигателя передается через коробку передач на центральный (межосевой) дифференциал, который в свою очередь распределяет тягу между передней и задней осями. Оба приводных вала вращаются постоянно, соединение механическое, что исключает задержки или перегрев. В зависимости от типа дифференциала мощность распределяется в соотношении 50:50 или иным образом (планетарный, торсен).

Однако центральный дифференциал, как и межколесный, прекращает работу, когда одно из колес начинает проскальзывать, что приводит к остановке автомобиля. Для предотвращения этого необходимо заблокировать дифференциал, что достигается с помощью фрикционного замка (в виде вязкостной или электронно-управляемой муфты).

Внедорожники обычно оснащены полными блокировками, обходящими дифференциал, что позволяет автомобилю работать с жестко подключенным приводом. Центральный дифференциал типа Torsen ведет себя как дифференциал с блокировками.

Межосевой дифференциал чаще всего применяется в легковых автомобилях и премиум-класса внедорожников. В дорогих автомобилях это сложный механизм с интеллектуальным управлением.

В спортивных автомобилях (например, некоторые версии Subaru Impreza STi или Mitsubishi Lancer Evo) водитель может изменять режим работы дифференциала (гравий, песок, снег и т.д.). На многих кроссоверах есть кнопка с крестиком между осями, обозначающая возможность полной блокировки дифференциала.

Как правило, дифференциал передней оси (передний мост) не имеет блокировок, в то время как задний дифференциал может быть свободным (без блокировок), работать с ограниченным проскальзыванием или быть полностью заблокированным. Часто функции блокировок выполняет тормозная система.

Постоянный полный привод применяется в автомобилях Volkswagen и Audi с продольным расположением двигателя, в Subaru (но только с механической коробкой передач), а также в большинстве Land Rover и внедорожниках Toyota.

Характеристика Описание
Конфигурация Расположение и количество ведомых осей
Распределение крутящего момента Равномерное или асимметричное распределение крутящего момента между осями
Блокировка дифференциала Механизмы, препятствующие пробуксовке колес на одной оси
Раздаточная коробка Узел, который распределяет крутящий момент по осям
Вязкостная муфта Узел, который автоматически соединяет и разъединяет оси в зависимости от условий движения
Электронная система управления Системы, которые контролируют работу полного привода и оптимизируют его производительность

Интересные факты

  1. Ранние эксперименты:Впервые полный привод был реализован в 1898 году Фердинандом Порше в электрическом колесном стуле, который был оснащен четырьмя независимо управляемыми двигателями.

  2. Паровая пропаганда:В 1903 году компания Doble Steam Motors представила первый серийный автомобиль с полным приводом, который назывался Doble F. Это транспортное средство работало на паровом двигателе и могло развивать скорость до 100 км/ч.

  3. Военные корни:Полноприводные системы приобрели популярность во время Первой мировой войны, когда армиям требовались транспортные средства, способные передвигаться по пересеченной местности. Одним из самых известных примеров стал британский бронеавтомобиль Rolls-Royce Armoured Car.

Полный привод Part time, Full time, муфта. Как это работаетПолный привод Part time, Full time, муфта. Как это работает

Жесткое подключение

Автомобили с подобной трансмиссией рекомендуются для водителей, часто путешествующих по сложным местностям или проводящих время на природе в походах, на охоте или рыбалке. В этих условиях автомобиль раскрывает свой потенциал, позволяя водителям не обращать внимание на его недостатки.

Однако для езды по асфальту такие машины не самое подходящее решение. На дороге приходится тащить лишний вес, что уменьшает безопасность, особенно на скользких участках, где легко потерять управление.

В бездорожье недостатки становятся преимуществами. Жесткое подключение колес исключает проскальзывание, обеспечивая уверенность в том, что хотя бы одно переднее и одно заднее колесо будут крутиться (при блокировке всей оси – все колеса).

Принцип работы этой системы довольно прост. Мощность от двигателя передается через коробку передач к раздаточной коробке. Здесь момент напрямую передается на заднюю ось (режим Н2). При активации режима 4Н, передняя ось жестко соединяется с раздаточной коробкой (без дифференциала или муфты). В этот момент приводные валы, идущие на переднюю и заднюю ось, вращаются с одинаковой скоростью. В большинстве случаев таких схем предусмотрен режим 4L – пониженная передача для сложных участков.

Жесткое соединение имеет свои особенности. Здесь нет межосевого дифференциала, который компенсирует разницу скоростей передних и задних колес. Поэтому на асфальте или твердых поверхностях с хорошим сцеплением трансмиссия испытывает большие нагрузки, которые могут повредить механизмы. На мягких поверхностях (песок, снег, гравий, грязь и т.д.) этой проблемы нет, так как колеса легко скользят. Важнее не скорость, а траектория движения – при повороте даже на низкой скорости возникают большие нагрузки. Поэтому данная система подходит только для бездорожья.

Отсутствие электроники и элементов, склонных к перегреву (как в муфте с множеством дисков), означает, что вы можете продолжать движение в грязи без опасений о работоспособности привода.

Еще одним плюсом является долговечность и надежность в экстремальных условиях. Важно регулярно менять масло в раздаточной коробке. Даже если вода попадет внутрь, автомобиль сможет доставить вас до пункта назначения.

Количество автомобилей с простым жестким подключением полного привода постепенно сокращается. Это объяснимо, так как спрос на простые внедорожники снижается.

Чаще всего такая система используется в рамных автомобилях, например, в пикапах, ориентированных на простоту и доступность – Nissan Navara, Toyota Hilux, Ford Ranger. Однако Mitsibishi L200 и Volkswagen Amarok предлагают водителям выбор – помимо простых версий с жестким подключением оси, есть модели с центральным дифференциалом.

Оцените надежность систем полного привода

Что такое полный привод, виды полного привода, чем отличается AWD от 4WDЧто такое полный привод, виды полного привода, чем отличается AWD от 4WD

Преимущества и недостатки полного привода (4×4)

Преимущества полного привода:

  • Превосходная проходимость:Полный привод обеспечивает равномерное распределение мощности на все колеса, что позволяет автомобилю успешно справляться с бездорожьем, снегом, грязью и другими труднопроходимыми участками.
  • Улучшенная устойчивость:Благодаря равномерному распределению мощности, автомобиль с полным приводом имеет лучшую устойчивость на скользких или неровных дорогах.
  • Безопасность:Полный привод повышает безопасность вождения, особенно в условиях плохой погоды или на пересечении бездорожья.

Недостатки полного привода:

  • Больший расход топлива:Использование полного привода приводит к увеличению расхода топлива из-за дополнительной нагрузки на двигатель.
  • Высокая стоимость обслуживания:Ремонт и обслуживание системы полного привода могут быть дорогими из-за сложности устройства и комплексности работ.
  • Увеличенный вес автомобиля:Система полного привода добавляет дополнительный вес к автомобилю, что может повлиять на его управляемость и экономичность.

В целом, полный привод является важным элементом для автомобилей, предназначенных для экстремальных условий эксплуатации, однако следует учитывать как его преимущества, так и недостатки при выборе транспортного средства.

Частые вопросы

Как устроена система полного привода?

Устройство автоматически подключаемой системы полного привода включает такие узлы, как коробка передач, сцепление, главная передача передней и задней оси, межколесный дифференциал передней и задней оси, карданная передача, раздаточная коробка, муфта подключения задней оси, полуоси.

Как работает полный привод на Тойота Рав 4?

Проще говоря, она распределяет его на левое и правое задние колеса отдельно, в зависимости от дорожных условий. Система также имеет особый механизм отключения колес от поступающего на них крутящего момента, в котором впервые применяются муфты храпового типа, установленные на передней и задней осях.

Как крутятся колеса на полном приводе?

Передняя и задняя оси соединяются между собой без межосевого дифференциала, и крутящий момент распределяется в строгом соотношении. Проще говоря, все колёса крутятся с одинаковой скоростью. Главный минус — на таком автомобиле нельзя ездить по асфальтированным дорогам.

Чем отличается 4WD от полного привода?

Итак, существуют два основных вида полного привода – AWD (All Wheel Drive, привод на все колеса) и 4WD (привод на 4 колеса), который иногда обозначают как 4х4. И нет, это не одно и то же. 4WD больше подходит для бездорожья и грузоперевозок, а AWD – лучше работает в автомобилях, используемых “на повседневке”.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите принцип работы полного привода (4х4) и его устройство, чтобы понимать, как правильно использовать эту технологию на дороге и вне дороги.

СОВЕТ №2

При выборе автомобиля с полным приводом обратите внимание на качество комплектующих и надежность системы, чтобы избежать неприятных сюрпризов в будущем.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации